Путеводитель в мире медицинских услуг: женское и мужское здоровье, беременность, роды, семейная медицина.
Основные разделы
Главная
Здоровая семья
Беременность и роды
Мужское и женское здоровье
Гинекология
Гастроэнтерология
Заболевания суставов
Урология
ЛОР
Аллергология и иммунология
Хирургия
Пластическая хирургия
Медицинские учреждения
Консультации
Рассылки
Вопросы-ответы
Библиотека
Словарь терминов
Полезные ссылки
Публикации в прессе
Контакты
978-11-28

с 10-00 до 18-00

med@ru-med.ru
обратная связь
 
 
 
Консультации
Телефон бесплатной справочной информационной медицинской службы:
978-11-28
————————————————
При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на
www.ru-med.ru обязательна.
————————————————



Rambler's Top100



Яндекс цитирования



Находится в каталоге Апорт



 





РЕЦЕПТ ЗАЧАТИЯ ИДЕАЛЬНОГО РЕБЕНКА:

НРТ и вопросы морали

«Этот дивный новый мир».

«В Великобритании решено проводить исследования с целью "улучшения" евгенических характеристик детей, оплодотворенных in vitro, хотя большинство стран мира сомневаются в необходимости таких "исследований". Служба по оплодотворению человека и эмбриологии Великобритании (HFEA) предложит родителям выбирать генетические характеристики своего будущего ребенка. При дальнейшем развитии технологий родители смогут самостоятельно решать, какого цвета будут волосы и глаза у их ребенка, и "задавать" ему желаемый рост. Если данное предложение будет принято, то впервые комитет "экспертов по биоэтике", действующий на национальном уровне, позволит "создание идеальных детей", в соответствии с "заказами" родителей».

Это выдержка из новостной заметки двухлетней давности. Далее, разумеется, приводятся доводы противников подобных исследований. По мнению многих из них, новые репродуктивные технологии неминуемо приведут к этической и законодательной катастрофе. В частности Джиллиан Лонг, руководитель коалиции организаций в защиту жизни в Великобритании, считает, что в будущем мы можем столкнуться с целой новой расой, созданной по чьему-то видению "идеального человека". Искусственное оплодотворение общественники характеризуют однозначно негативными эпитетами: «новая технология размножения», «техногенное производство людей», «асексуальное размножение». В оборот входят понятия: «избирательный аборт», «торговля репродуктивным материалом», «продукция оплодотворения», «суррогатное материнство» и т. п. Каждое из этих понятий реальные единицы «этического минного поля», которые новые репродуктивные технологии создают для современной культуры. Давно уже перестали рассматриваться как фантастика идеи искусственного оплодотворения спермой «генетически полноценных доноров». Сегодня можно подобрать донора по цвету глаз, волос, национальности и «этнических особенностей реципиентки». В свете этого фантастическая антиутопия О.Хаксли уже не кажется столь фантастической. Помните его роман "О, этот дивный новый мир", где до логического предела разворачиваются возможности и последствия искусственного оплодотворения, ставшего законодательной нормой "Мирового Государства"? В этом «дивном новом мире» и семья, и материнство, и единобрачие - под запретом. Они рассматриваются как источник сильных и нежелательных эмоциональных переживаний, душевной боли, и в результате, всевозможных болезней. Место "любви" в иерархии ценностей общества, изображенного О.Хаксли, занимает понятие "взаимопользование", фиксирующее презрение к достоинству человека и отрицание личной свободы. Не удивительно, что сейчас противники НРТ задаются вопросами, на многие из которых пока трудно дать однозначные ответы. Не станет ли метод искусственного оплодотворения косвенной поддержкой тенденции "асексуального размножения" и в итоге основанием принципиальных сдвигов в традиционных формах семейно-брачных отношений? Можно ли опасаться культурологических, демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных, родственных отношений? Вопросы и опасения, с ними связанные, вполне справедливы. С одной стороны. А с другой стороны, точнее по другую сторону баррикад, - миллионы бесплодных людей, которые имеют право на надежду. Надежда же эта заключена в развитии новых репродуктивных технологий. Именно НРТ дают многим, очень многим людям познать счастье материнства и отцовства. То, что еще сто лет назад казалось бы этим людям несбыточной мечтой, сейчас стало реальностью.

Непорочное зачатие: история вопроса

«Вера в непрерывный, неиссякаемый „прогресс" была для этой эпохи настоящей религией; действительно, люди верили в «прогресс» даже больше, чем в Библию, и эта вера представлялась оправданной ввиду каждодневных новых чудес науки и техники. Общее повышение уровня жизни становилось все ощутимее, все стремительнее(…)Люди сделались более красивыми, более здоровыми, более крепкими: их тела закалялись от занятия спортом; все меньше и меньше приходилось видеть на улицах искалеченных, изувеченных тел, случаев запущенного зоба. И все эти чудеса принесла с собой наука, этот архангел прогресса... Что же удивительного в том, что этот век гордился собственными достижениями и считал каждое новое десятилетие провозвестником лучшего мироустройства?»

Так резюмировал окончание девятнадцатого века и начало нового, двадцатого, известный писатель Стефан Цвейг. Именно к этому времени наука совершила действительно качественный рывок вперед, в том числе и в области репродукции. Хотя эксперименты по искусственному оплодотворению начались значительно раньше. Первый известный науке опыт искусственного оплодотворения на собаках был произведен в конце XVIII века (1780 г.) аббатом Спаланцани. С 1844 метод искусственного оплодотворения начинает использоваться для оплодотворения кобыл и коров. В частности, среди пионеров-разработчиков этой методики в России широко известен И.И.Иванов. С 1899 года он начинает публиковать свои работы по искусственному оплодотворению различных видов животных. Именно он впервые научно доказал: секретная деятельность придаточных половых желез при акте оплодотворения не обязательна. В конце XIX века идеи искусственного оплодотворения начинают использоваться и для "борьбы с женским бесплодием". Уже к 1917 году наука располагала 69-ю описанными и успешными случаями искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа. Еще тремя десятилетиями раньше французский ученый Ж.Жерар представил "скандальную" диссертацию "Вклад в историю искусственного оплодотворения (600 случаев внутрисемейного осеменения)". Во Франции этот труд имел эффект разорвавшейся бомбы. И это неудивительно. Во 2-ой половине XIX века интимная жизнь супругов (т.е. то, что входит сегодня в понятия репродуктивной медицины - контрацепция, бесплодие) не находилась еще в компетенции медицины. Работа Ж.Жерара была своеобразным вызовом общественному мнению, поскольку незадолго до этого, в 1883 году, в Бордо в суде по аналогичному поводу было принято решение, что "искусственное осеменение противно законам природы". Однако, механизмы либерализации общества уже запущены. И всего лишь год спустя, в 1884 году, в той же Франции был принят закон о разводе. Именно этот факт стал серьезным социальным основанием не только для продолжения дебатов об искусственном оплодотворении, но и социальным "мотивом" продолжения научных разработок этого направления. Не обошлось, разумеется, без перегибов. Особенно в постреволюционной России. Например, в 1925 году на VI съезде Всесоюзного общества гинекологов и акушеров доктор А.А.Шорохова объявляет искусственное оплодотворение не только как метод преодоления бесплодия, но как "нежелание женщин сходиться с мужчиной" или как "право иметь ребенка не половым путем". Возможно, те восемьдесят восемь женщин, которым проводила операции доктор А.А.Шорохова, пытались отстоять это "право".

Однако, несмотря на все успехи идея искусственного оплодотворения "питается" технологическими изобретениями, социальными потребностями, "гуманистическими" прожектами. Иными словами, все исследования в этой области велись в режиме экпериментальной деятельности. Вплоть до середины двадцатого века. В 1944 году было достигнуто первое успешное культивирование ооцита человека и экстракорпоральное оплодотворение (ЭО), приведшее к развитию двухклеточного эмбриона. В 1968 году в клинике Бон-Холл (Кембридж, Англия) медику Р.Эдвардсу и эмбриологу Н.Степто удалось имплантировать в полость матки женщины, страдающей бесплодием, эмбрион, полученный в пробирке в результате соединения яйцеклетки и сперматозоида. Через девять месяцев родился первый в мире "пробирочный" ребенок - Луиза Браун. В России исследования в этой области начинают целенаправленно производиться с 1965 года в группе раннего эмбриогенеза, которая в 1973 году перерастает в лабораторию экспериментальной эмбриологии. Первый "пробирочный" ребенок появляется в России в 1986 году . Уже восемь лет спустя, в1994-ом, - более полутора тысяч таких детей. Динамика впечатляющая.

Цена материнского счастья.

"Заявляем, что мы не будем возбуждать уголовное дело против сотрудников Центра, не предпримем каких-либо действий, судебных преследований, исков или счетов, связанных с проводимым лечением... нам известно, что в связи с трудностями процедуры может потребоваться не одна попытка для достижения беременности, а также, что лечение бесплодия может оказаться безрезультатным... Мы предупреждены о том, что... дети, рожденные в результате ЭКО... могут иметь отклонения в развитии".

Это всего лишь один из пунктов документа, который подписывают участники программы искусственного оплодотворения. Неважно, каким из методов оно осуществляется. Хотя в общей сложности таких метода два: искусственное осеменение спермой донора или мужа (ИОСД и ИОСМ) и метод экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭКО и ПЭ). Первая методика применяется в основном в случаях мужского бесплодия, мужской импотенции, при несовместимости мужа и жены по резус-фактору. Второй метод (ЭКО и ПЭ) сложнее и с технической, и с этической точки зрения. Состоит он из четырех этапов:

I. Стимулирование созревания яйцеклеток обеспечивается различными гормональными препаратами. По мере роста яйцеклеток производится анализ крови для определения гормональной реакции развивающегося фолликула и ультразвуковой контроль за ростом фолликулов в яичниках. II. Изъятие ооцитов (яйцеклеток). Эта операция осуществляется либо с помощью лапароскопического метода, либо с помощью аспирационной иглы под ультразвуковым контролем. Лапароскопия проводится с наркозом, путем разреза ниже пупка. Введение аспирационной иглы (через свод влагалища или стенку мочевого пузыря) осуществляется под местной анестезией. III. Оплодотворение яйцеклеток в культуре. Изъятые яйцеклетки помещают в специальную жидкую среду, куда затем добавляют сперматозоиды. Время первого обследования половых клеток - через 18 часов после введения сперматозоидов. IV. Введение эмбриона в матку. Через 1-3 дня через катетер эмбрион доставляют в полость матки. Неудачная попытка воспроизводится через 3-4 месяца до четырех раз.

За простотой этого схематичного описания методики ЭКО и ПЭ стоит вопрос о конкретной «цене». Причем, речь идет не о цене в денежном эквиваленте, а о судьбе человеческих эмбрионов - запасных, лишних, оставшихся невостребованными. «После переноса в матку нескольких зародышей возникает многоплодная беременность, вынашивание которой рискованно. Поэтому при беременности 7-8 недель выполняется «редукция» - уничтожение «лишних» зародышей внутри матки. Производится редукция под ультразвуковым контролем посредством введения иглы в сердце зародыша». И здесь возникает ряд вопросов. На основании каких критериев должен вестись отбор и что делать с остальными? Как ими распорядиться, если супруги отказались от «лишних» эмбрионов? Вне организма без криоконсервации они погибают спустя несколько суток. Дать им погибнуть? А если сохранить, то на какой срок? Каков юридический статус предимплантационного эмбриона человека? Кто должен решать его судьбу, пока он жив?

Позиция современной эмбриологии такова: эмбрион человека – это уже человек. С этой точки зрения, уничтожение лишних эмбрионов не что иное, как убийство людей. Такого же мнения придерживаются представители религиозных конфессий. К примеру, в Книге правил Православной Церкви записано: «У нас нет различия плода образовавшегося от еще не образовавшегося». Более того, церковнослужители также не в восторге и от НРТ в целом. Они осуждают искусственное оплодотворение незамужней женщины, поскольку ребенок "заведомо лишается возможности быть воспитанным в полноценной семье". Недопустимо и оплодотворение замужней женщины без согласия и участия ее мужа, "ибо ложь и двусмысленность разрушают целостность брачных отношений". Если же муж согласен, но используется донорская сперма, это тоже неправильно. Поскольку "разрушается связь супружеской верности. Если уж муж не способен к оплодотворению и медицинская наука не может ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти подмену». Отцам церкви категоричности не занимать. Правда, в свое время религиозные деятели накладывали табу на использование контрацептивов, были противниками операций на сердце…Но относительно НРТ – разговор отдельный.

Уже сейчас нерешенность этических и социальных вопросов, возникающих в этой области, создает ряд проблем. Зачатые от донора дети взрослеют и начинают спрашивать у матерей, кто их папа и где он. По давней традиции банки спермы гарантируют донорам анонимность. Однако, с развитием Интернет и информационных сервисов такого рода гарантии становятся сомнительными. Уже известны случаи, когда повзрослевшие отпрыски находили своих генетических отцов. Или женились на сестрах. Непреднамеренно, конечно, ведь молодожены даже не подозревали о своем родстве. Чтобы избежать подобных инцестов, в ряде стран недавно были приняты законы, обязывающие «пробирочным» детям, достигшим совершеннолетия, раскрывать тайну их настоящих биологических родителей. Обратной силы эти законы не имеют, однако даже потенциальная возможность раскрытия анонимности может оказаться неприятным сюрпризом для многих доноров спермы. С одной стороны, увидеть на пороге собственного дома многочисленных отпрысков – это курьез. С другой – донору будет не до смеха.

Однако, кто бы что ни говорил «за» или «против» НРТ, их развитие не остановить. Человеку не уйти от заложенного в нем самой природой стремления жить, размножаться и познавать. Бесплодной женщина, мечтающей стать матерью, не доказать, что она должна поступиться своим правом на счастье. Остается, видимо, одно: решать проблемы, связанные с новыми репродуктивными технологиями на всех уровнях.

Любопытные факты.

Из поколения в поколение передавались "технологии правильного зачатия". Для того чтобы зачать мальчика, в Древней Греции, например, мужчина должен был лечь на правый бок. Во французских будуарах для этой же цели супруг перевязывал левое яичко, дабы воспользоваться правым, где, как было всем известно в XVIII веке, и находится кладовая наследников мужского пола. В Германии молодожены клали под кровать молоток, если хотели получить мальчика, а датчане - ножницы, если хотели девочку. По прошествии сотен лет, в наши дни, авторы всевозможных околонаучных публикаций дают потенциальным родителям вполне серьезные советы по пользованию спецкалендарей, где дни зачатия девочек помечены розовым, а мальчиков - голубым. Советуют также "для девочек" посидеть на растительной диете, а "для мальчиков" - на мясной. За исход всех этих экспериментов, понятное дело, никто ответственности не несет.

Материалы предоставлены сайтом www.sweetchild-media.ru

* * *

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "SWEETCHILD" - ВСЕ О СУРРОГАТНОМ МАТЕРИНСТВЕ. Донорство ооцитов, база СМ, полный пакет анализов, медицинское сопровождение, юридическое оформление т. 689-70-85, 221-26-20


 

 


«Роды. Европейский стандарт»

Одинцовский родильный дом
т. 8(901) 533-76-87
 

"Домашние" роды

Люберецкий родильный дом
т. 979-68-42
 

Медицинский Центр МЦУАРГ
Ул. Оршанская, д.16, корп.1
м. Молодежная

т.(499)141-41-00, (499)140-05-65